О сроках проведения выездной налоговой проверки
Налоговый кодекс в ст. 89 довольно просто и строго определяет срок проведения выездной налоговой проверки.
По общему правилу он составляет 2 месяца и исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В исключительных случаях, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Не стоит забывать и о сроке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (1 месяц – общее правило, 2 месяца – для консолидированной группы и некоторых иностранных организаций).
Можно предположить, что при нормальном ходе проверки, ее срок должен составлять 3 месяца. Однако, такая оперативность – счастливый эксцесс.
Усложняют ситуацию две основные причины
1. Возможность приостановить проверку (п. 9 ст. 89 НК РФ)
По решению руководителя налогового органа, проверку могут приостановить для
• истребования документов у ваших контрагентов (ст. 93.1 НК РФ);
• получения информации от иностранных государственных органов;
• проведения экспертиз и осуществления переводов документов.
Фактически, в этот период налоговый орган приостанавливает проведение проверки только на территории налогоплательщика, но аналитическая работа не прекращается.
Запомните, если проверка формально приостановлена, проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика продолжаются: проверяются контрагенты (ст. 93.1 НК РФ), исследуется движение денежных средств по расчетным счетам, свидетелей вызывают на допросы (Письмо Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11), а представителей компании - для дачи пояснений (Письмо ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@).
2. Игнорирование сроков (просто потому что могут)
Сроки проведения могут быть затянуты грубо и без уважительных причин. Волокита может возникать как на этапе проведения контрольных мероприятий, так и на этапах составления актов проверок и вынесения решения по ее результатам.
Очевидно, что затягивание сроков проверки негативно сказывается на налогоплательщике. Помимо абстрактной правовой неопределенности, это влечет и ощутимые финансовые потери – пока налоговая тянет с решением, пеня продолжает начисляться.
Кроме того, о проверке и возможных доначислениях как правило становится быстро известно на рынке, что негативно сказывается на репутации компании.
Долгое время неспешности налоговиков потворствовали суды. Основной их аргумент – раз уж вы получили акт налоговой проверки, в котором зафиксирована недоимка по налогам, то ничто не мешает добровольно погасить задолженность перед бюджетом в ту же минуту, приостановив тем самым начисление пени (см. например, Определение ВС РФ от 27.04.2017 N 304-КГ17-3988 по делу N А27-26167/2015).
Однако, есть надежда, что в скором времени чаша весов может склониться в сторону налогоплательщика.
Практика разнится, но стали появляться решения, в которых указывается, что существенное нарушение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки может являться самостоятельным основанием для отмены оспариваемого решения, в том числе и по той причине, что затягивание процессуальных сроков явилось следствием действий именно самого налогового органа (см, например, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2021 по делу № А40- 162676/20).
В недавнем Определении Верховный суд РФ напомнил, что нарушение сроков проведения проверки чревато для налогового органа тем, что установленную недоимку будет просто невозможно взыскать (см. Определение ВС РФ от 22.07.2019 г. №305-ЭС19-2960).
Несмотря на неоднозначность подходов в этом вопросе, налогоплательщику не стоит отпускать ситуацию и всегда обращать внимание проверяющих на нарушение установленных сроков.