Налоговая реконструкция простыми словами
Много шума и весь - вокруг «налоговой реконструкции». Сегодня этот вопрос волнует массу налогоплательщиков, которым надо доказывать реальность операций по сделке, а также раскрыть ее действительных исполнителей.
Налоговая реконструкция - это определение налоговых последствий сделки (сделок), исходя из реального экономического их смысла.
Понятие налоговой реконструкции законодательно так и не закреплено, однако им оперировала (и оперирует) судебная практика.
Например, еще в 2006 году на это обращал внимание Пленум ВАС в знаменитом Постановлении № 53: если и будет установлено, что налогоплательщик сэкономил на налогах неправомерным путем, суд все равно должен определить объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Так, в деле № А16-883/2019 суд указывает, что в целях установления реальных налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций необходимо определить сумму наценки, приходящуюся на спорных контрагентов, которая не является оплатой за реальную поставку товара.
Простыми словами
Например, налогоплательщик, желая с экономить на налогах, закупал товар не напрямую от поставщика, а через посредника, существующего только на бумаге (фирма-однодневка). Если бы товар закупался напрямую у поставщика, его стоимость составляла бы 100 рублей, но стоимость у посредника была уже 1000 рублей (как заметно возросли вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль!). Установлено, что товар поступил в распоряжение налогоплательщика и в дальнейшем был им реализован. Налоговая вышла с проверкой и выявила схему. Как доначислять налог?
Первый подход
(без налоговой реконструкции). Налоговая откажет в учете всех вычетов и расходов по сделке с фирмой-однодневкой (т. е. на все 1000 рублей) - если факты хозяйственной жизни были искажены, то ни о каких вычетах и учете расходов и речи быть не может, они не учитываются автоматически и в полном объеме.
Второй подход
(с применением налоговой реконструкции): Налоговый орган выявит реальных поставщиков и откажет в учете только экономически необоснованных расходов - наценки, приходящейся на однодневку (т. е. на 900 рублей).
Налоговые органы предпочитают первый подход (меньше работы, больше денег в бюджете). Однако суды называют его формальным и не справедливым. Почему?
Начнем со ст. 3 НК РФ о том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Да, налогоплательщик использовал схему ухода от налогов. Однако, товар поступил к налогоплательщику и расходы на приобретение товара были понесены. Пусть не в размере 1000 рублей, но все-таки 100 рублей — экономически обоснованы. Отказ в учете и этих 100 рублей становится своего рода санкцией, которая не предусмотрена НК РФ.
Суды указывают, что полное непринятие затрат в ситуации, когда факты поступления товара налогоплательщику и последующей продажи им спорной продукции конечному потребителю налоговым органом в ходе проверки не опровергнуты, неизбежно влечет искажение реального размера налоговых обязательств, поскольку обязательным условием признания понесенных организацией расходов при исчислении налога на прибыль является лишь действительное (реальное) совершение тех хозяйственных операций, которые повлекли затраты налогоплательщика (статьи 247,252,313 НК РФ).
Таким образом, налоговая реконструкция — это обязанность налогового органа исчислить налог так, как если бы товар приобретался напрямую у действительных поставщиков, без участия фирмы-однодневки.
Однако налоговая реконструкция не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Как изменился подход с введением в действие ст. 54.1 НК РФ, применима ли налоговая реконструкция по отношению к НДС, как доказать право на применение налоговой реконструкции и как в этом поможет письмо ФНС от 10.03.2021 г. расскажем в следующих статьях.