В процессе проведения Due Diligence, заказчик может выбрать проверку, состоящую как из трех этапов, так и из двух (аудит + юридическая экспертиза). Работы можно разбить на три взаимосвязанных этапа:

Этап 1. Оценка объекта инвестирования

Цель данного этапа работ – показать действительные стоимости предприятия в зависимости от вариантов его будущего использования (рыночная, инвестиционная или ликвидационная).

Результатом данной работы является Отчет об оценке бизнеса.

Этап 2. Аудит системы бухгалтерского и налогового учета

Целью аудита является проведение финансовой проверки, экспертиза деятельности предприятия, а так же выделение налоговых выгод и рисков.

На этом этапе проводится:

- анализ структуры выручки и затрат аудируемой компании;

- оценка системы внутреннего контроля;

- анализ основных средств, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, запасов компании;

- анализ кредитных договоров и обязательств, анализ условных обязательств, полноты и достоверности учета активов и обязательств.

Заключительная стадия работы – выделением потенциальных налоговых рисков и выгод, а также выявление и цифровое выражение потенциальных налоговых обязательств, имеющихся у Компании.

По результатам проверки Заказчик получает отчет со следующей структурой:

- анализ структуры выручки и затрат Компании за анализируемый период;

- оценка системы внутреннего контроля в части документооборота, относящегося к расходам Компании. Выборочный анализ качества и полноты документов, подтверждающих расходы Компании;

- анализ основных средств: общий состав, начисленный износ, результаты переоценки (если были);

- анализ финансовых вложений Компании (структура, сроки, документальное подтверждение);

- анализ дебиторской задолженности, в т.ч. неподтвержденной;

- анализ кредиторской задолженности, в т.ч. просроченной;

- анализ кредитных договоров и обязательств: состав кредиторов/заимодавцев и объем привлеченных средств, условия привлечения кредитов и займов;

- анализ условных обязательств (штрафы; пени; поручительства, выданные в обеспечение долгов третьих лиц; индоссированные векселя; иски, предъявленные Компании; залоги и иные вещно-правовые обременения имущества Компании);

- анализ полноты и достоверности учета активов и обязательств, отраженных за балансом Компании;

- выявление, обобщение и, по возможности, цифровое выражение всех существенных налоговых рисков, неучтенных и (или) потенциальных налоговых обязательств, имеющихся у Компании.

Этап 3. Юридическая экспертиза

Задачей юристов является проведение юридической и правовой экспертизы учредительных документов компании, с целью максимально выявить риски, связанные с ее покупкой.

Юристы проводят:

- обзор учредительных документов, их юридического статуса;

- обзор документов о корпоративном управлении, решений коллегиальных органов управления и основных доверенностей;

- анализ основных сделок с акциями (долями) общества, сведения об акционерах, их имущественных и неимущественных правах;

- анализ правомерности деятельности Общества – наличие необходимых лицензий, разрешений, сертификатов;

- анализ трудовых отношений.

Так же юристами дается оценка основным контрактам предприятия с целью выявления неблагоприятных последствий для покупателя.

Результатом данного этапа является Отчет юристов.

Как правило, все этапы идут параллельно, что оптимизирует процедуру проверки и позволяет не затягивать ее по срокам.

*Вы вправе ограничиться теми или иными этапами, а также выбрать те процедуры, которые по Вашему мнению имеют значения для принятия решения.